Аутисты, «дети
индиго», «дети дождя» - вот лишь небольшой перечень названий – синонимов,
которыми в современном обществе пытаются определить отклоняющихся в поведении и
социальном взаимодействии детей. Сейчас общество уделяет таким необычным детям
все больше и больше внимания. Чуть ли не ежедневно появляются новые изыскания
по этой теме. Но в таком обилии поступающей информации очень трудно
разобраться. Родители, врачи, учителя, а так же другие специалисты вынуждены
порой самостоятельно проверять полученные сведения на достоверность и приемлемость
в использовании. Цель данной публикации попытаться систематизировать и
структурировать все наиболее часто встречающиеся на приеме у детского врача –
психиатра вопросы родителей и предоставить современный практический взгляд
специалиста по проблеме « аутизма».
Аутизм признан
самостоятельной нозологической единицей совсем недавно: впервые американский
психиатр Лео Каннер описал состояние аутизма у детей в 1943году – «врожденное
нарушение аффективного контакта». Тем самым отметил наличие у некоторых маленьких
детей особенности в виде отсутствия
привычного для этого возраста интереса к другим людям и активное
«сопротивление переменам». Практически параллельно Каннеру, в Вене, Ганс
Аспергер описал нарушение социального взаимодействия на примере мальчиков –
«маленьких профессоров» с необычными интересами и трудностями взаимоотношения с
социумом. Многие отечественные и зарубежные психиатры внесли свой вклад в дело
изучения аутичных детей. В результате тщательных исследований ученые пришли к
выводу, что отличительной особенностью детей с аутичными чертами является
неспособность вступать в полноценный социальный контакт с окружающими. С 1978
года появился научный термин «расстройство аутистического спектра», а в 1995
году была сформулирована знаменитая «триада нарушений социального
взаимодействия» как основной диагностический критерий аутистических
расстройств.
Расстройства аутистического спектра (РАС)- широкий круг
аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и
коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся
поведенческих стереотипов.
Проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или
парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в
контактах.
На сегодняшний день
имеют место различные гипотезы этиологии РАС, как социальные, психологические,
так и биологические и даже экологические. Следует особо подчеркнуть, что
существующие гипотезы не исключают, а взаимодополняют влияние различных
этиологических факторов на формирование РАС. Из анализа имеющихся данных можно
предполагать, что в научном мире доминируют генетические гипотезы возникновения
аутистических расстройств. При этом доказанным является факт, что риск
повторения РАС у сибсов (близнецов) в 20 раз выше, чем в общей популяции и,
следовательно, можно рассматривать РАС как результат структурных изменений
генома на различных уровнях. Неоспоримым
является и то, что аутизм чаще встречается у мальчиков (соотношение
мальчиков и девочек составляет примерно 3:1).
Согласно другим
теориям (дизнейроонтогенетическим) аутистические расстройства рассматривают как
заболевание, обусловленное дефектами развития мозга на ранних этапах его
формирования. Современные методы исследования (компьютерно-томографические,
магнитно- резонансные, нейрохимические исследования) выявили более часто встречающиеся аномалии
головного мозга у больных РАС, однако, связи с каким – либо определенным
участком или отделом мозга не было до сих пор получено.
Одними из возможных
механизмов возникновения РАС являются изменения
во врожденном и приобретенном иммунитетах (как подтверждение этого утверждения
является наличие высокого уровня аутоантител к нейроантигенам), что в
определенные критические периоды развития ребенка представляет существенную
опасность для развития нервной системы и возникновению симптомов РАС. К
возможным причинам пытаются отнести и
различные внешние факторы - травмы, инфекции или первичное нарушение
обмена веществ, (в т.ч. употребление некоторых продуктов питания, вызывающих
нарушения проницаемости кишечного барьера), вакцинации, прием некоторых
лекарственных средств, промышленные токсины и др. Точных доказательств или
опровержений влияния различных повреждающих
факторов до сих пор не получено. Статистические различия встречаемости
аутистических расстройств в различных странах не дают убедительной картины
достоверности связывания РАС с действием
каких – либо внешних факторов.
Расстройство
аутистического спектра - это медицинский диагноз, устанавливается
врачом-психиатром в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании» от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016).
Заподозрить у ребенка
аутистическое расстройство необходимо как можно раньше. Основные проблемы в
социальном функционировании появляются в раннем возрасте, а именно до 3 лет.
Большинство психиатров рекомендуют выявление первых симптомов аутистических
расстройств в возрасте до 2 лет. Однако, несмотря на проводимую разъяснительную
работу, средний возраст установления диагноза « аутизм», например, в
Великобритании составляет 5-6 лет. Хочется надеяться, что благодаря
настойчивости врачей – психиатров, непосредственно сталкивающихся с трудностями
диагностики и верификации данного состояния, диагностика РАС будет более
своевременной и полной. Разъяснительная работа, проводимая психиатрами, должна
разрушать поставленные барьеры «недоверия» и обеспечить как можно более
своевременную диагностику проблем психического развития ребенка.
Однозначно можно
утверждать, что все специалисты в области детской психиатрии призывают
родителей обратить внимание и пройти диагностику на предмет выявления РАС, если
до 12 месяцев ребенок не гулит и не лепечет, у него отсутствует указательный
жест; если до 16 месяцев он не начал произносить отдельные слова, если в
возрасте 2 лет он не произносит коротких фраз, или если он теряет ранее
приобретенные речевые и социальные навыки,
стереотипные повторяющиеся действия с предметами, ( в т.ч. размахивает
ими перед глазами), раскачивается,
затыкает ушки, , проявляет необъяснимый интерес к отдельным предметам/ объектам.
Аутисты - гении?
Многие
родители и специалисты обращают внимание на то, что у детей с РАС часто бывает
хорошая зрительная память, они обращают внимание на мелкие детали, которые для
их обычно развивающихся сверстников являются незначительными. Но, так же, у
многих детей с РАС есть трудности с обработкой слуховой информации,
сочетающейся с особой непереносимостью большинства аудиальных раздражителей. Порой
кажется, что они вообще не уделяют внимания звукам и, прежде всего, обращенной
к ним речи. Сочетание великолепной зрительной и избирательной слуховой памяти в
большинстве случаев создает эффект «гения», который подкрепляется
избирательностью в пользовании имеющейся информацией.
Нашумевшее
понятие «гиперлексия» (суперспособность к чтению) так же сбивает с толку своей
необычностью и необъяснимостью. Это совершенно удивительный феномен, когда
человек овладевает письменной речью при отсутствии вербальной коммуникации.
Дети начинают декодировать текст. Это нельзя назвать чтением. У обычных детей,
когда они формируют навык чтения, присоединяется и навык понимания. А при
«гиперлексии» дети декодируют, чтоб декодировать. Они только озвучивают, причем
озвучивают правильно. Это удивляет и поражает неспециалистов, заставляя думать
об «исключительной» одаренности. Анализ наблюдений за «выросшими» гениями
свидетельствует трудностях практического применения обилия теоретической
информации, необходимости в жестко структурированном, порой искусственно
созданном, пространстве для сколько – нибудь продуктивного функционирования и
целенаправленного использования ее в реальной жизни.
На сегодняшний день
специфической терапии аутистических расстройств не существует. Основная цель
лечения этих больных - воздействие на основные симптомы и связанные с ними
нарушения поведения, а также стимуляция развития когнитивных функций, речи,
моторики, необходимых навыков или поддержание их сохранности, создание
предпосылок к возможности обучения. В первую очередь усилия специалистов должны
быть направлены на формирование эмоционального и социального взаимодействия с
ребенком. Врачи – психиатры в этих целях часто используют фармакотерапию
(психо- и соматотропными средствами, в сочетании с ноотропными средствами,
обладающими нейропротективным, нейротрофическим действием). Комплексный подход обязательно включает специфическую
сенсорную стимуляцию анализаторов зрения, слуха, двигательной системы путем
использования аппаратных воздействий ( ТКМП, БАК и т.п..) и методов психологической, педагогической, логопедической
коррекции (работу логопеда, дефектолога, психолога).
Школьное обучение – одна из важнейших составляющих
жизни любого ребенка. Для ребенка с РАС успешность прохождения этого пути определяется
целым комплексом не только материально – технически особенных условий получения
образования (доступность, комфортность и т.п.), но и использование специальных
образовательных программ и методов обучения. Рекомендации психолого -
медико-педагогической комиссии (ПМПК) помогут организовать необходимые условия
получения образования для каждого ребенка.
При разных формах
расстройств аутистического спектра прогноз отличается, но в целом, своевременно
установленный клинический диагноз, введение психофармакотерапии, проведение
реабилитации являются эффективными и приводят к заметным улучшениям в развитии
большинства детей с аутическими проявлениями.
«Перерасти»
аутизм невозможно. Но помочь ребенку быть понятым, принятым,
равноправным и включенным в общество вполне реальная и достижимая цель.
Первичная консультативная помощь детскими
врачами – психиатрами осуществляется в ОБУЗ «ККПБ» диспансерное отделение: г.
Курск, ул. Димитрова 61, тел.: (4712) 78 -79 -21.
Проконсультироваться по проблемам
комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в том
числе вопросам воспитания, обучения детей с РАС можно в ОКУ « Курский областной
центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения», по
адресу: г. Курск ул. Кирова 7 тел.:(4712) 51-14-75,
а так же в отделении развития и реабилитации
детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы»: г. Курск, пр.
Дружбы, д. 5 ,тел.: (4712) 57-20-85, (4712) 57-20-86.
Региональная стажировочная площадка по комплексному сопровождению детей с РАС на базе
ОКОУ «Курская школа «Ступени»: г. Курск, ул.
Семеновская 78А . тел.: (4712 )70‑59-89, (4712 )70‑59-84
Подготовила информацию врач – психиатр детский, заведующий психиатрическим дневным стационаром , главный внештатный детский специалист психиатр Министерства здравоохранения Курской области Прокопова Елена Юрьевна